Цены на лекарства в 2024 году вырастут на 10–20%: дешевых больше нет и не будет

Цены на лекарства в 2024 году вырастут на 10–20%: дешевых больше нет и не будет
Акценты
Павел Бедняков

Фото - © Павел Бедняков/РИА Новости

Средняя стоимость фармацевтических субстанций (действующее вещество, из которого изготавливают лекарственные препараты) в 2023 году составила 116 долларов за 1 кг. Это означает, что субстанции для производства лекарств подорожали на 26%, сообщают эксперты. Как это повлияет на стоимость лекарств в 2024 году, читайте в материале РИАМО

На сколько вырастут цены на лекарства в 2024 году

Нина Зотина

Фото - © Нина Зотина/РИА Новости

Есть очень большая вероятность, что на фоне подорожания субстанции подорожают также и сами лекарства, при этом это может случится очень резко, высказывает свое мнение инвестиционный советник, преподаватель экономического факультета кафедры финансов и кредита МГУ им. М.В. Ломоносова Юлия Кузнецова.

На текущий момент субстанции закупаются в основном в Китае и Индии. В 2023 году было ввезено 12847 тонн субстанций против 17199 тонн в 2022 году.

При этом важно отметить, что на значимые лекарственные препараты устанавливается цена, которая регулируется государством. Поэтому даже при подорожании субстанции цены на такие лекарства должно регулировать государство.

Стоимость всех остальных лекарственных препаратов может вырасти на 20% и более в 2024 году, считает Кузнецова.

Эксперт обратила внимание еще на одну важную проблему – это снижение доступности лекарственных препаратов из-за прекращения зарубежных поставок. На текущий момент Минздрав России включил в перечень около 216 лекарственных препаратов, в отношении которых может наблюдаться угроза дефицита.

«Некоторые зарубежные лекарственные препараты против гриппа и других заболеваний, часто встречающиеся ранее, больше недоступны в аптеках России», – отмечает она.

Из чего состоит стоимость лекарства

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

Для прогнозирования стоимости лекарственных препаратов необходимо учесть две группы факторов, объясняет доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Юрий Швец.

Первая – это стоимость действующего вещества (субстанции), вторая – это стоимость конечного препарата. Цена конечного препарата будет состоять из стоимости действующего вещества в каждом выбранном лекарственном препарате, желаемой наценки производителя на этот препарат и спроса на него со стороны потребителя.

«В этом случае будет играть роль не столько упаковка и красивый внешний вид, доступность в продаже, сколько информирование потребителя о действенности препарата», – считает Швец.

Поэтому, по его мнению, подорожание субстанций представляется не таким важным в цепочке продаж. Гораздо важнее поиск новых поставщиков, а также соотношения спроса и объема продаж на этом рынке.

Влияние рекламных акций на цену лекарств

Александр Кряжев

Фото - © Александр Кряжев/РИА Новости

Дело в том, что подобной методикой изучения спроса на лекарственные препараты пользуются как зарубежные, так и отечественные фармацевтические компании, комментирует доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Дмитрий Морковкин.

«Так, например, в рамках пандемий можно констатировать рост спроса, а соответственно и стоимости антисептических препаратов и СИЗов (средства индивидуальной защиты), масок, иммуномодуляторов. С одной стороны, это позволяет аптекам увеличивать свою доходность, а с другой – увеличивать закупки и предотвращать дефицит», – объясняет экономист.

По его мнению, при сезонных заболеваниях будет важным отслеживать временные ряды, и можно точно прогнозировать необходимое количество препаратов и лекарственных средств для предстоящего сезона. Интересным аспектом, в том числе и для потребителя, может быть влияние рекламных акций, которые могут увеличивать спрос на выбранные лекарственные препараты, выбранных торговых марок, подчеркивает Морковкин.

В целом, учитывая насыщенность рынка лекарственных препаратов, можно говорить о росте цен в рамках инфляции на отечественном фармацевтическом рынке, считает он.

«Также значимым фактором ценообразования на перспективу будет являться стоимость импортных компонентов и материалов для производства отечественных дженериков, в том числе волатильность курса рубля», – отмечает экономист.

Таким образом, в среднем рост цен на лекарства по итогам 2024 года может составить 10-12%, прогнозирует Морковкин.

Сколько в России осталось дешевых лекарственных препаратов

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский в пресс-центре НСН заявил о том, что цены на лекарства в России выросли на 10% за год, а дешевых препаратов осталось всего 2%.

«По ценам я бы хотел сказать, что в целом препараты подорожали в пределах 10% за год. Проблема в том, что исчезают дешевые препараты. У нас почти не осталось препаратов даже стоимостью сто рублей. Таких препаратов всего 2% осталось. Люди в результате тратят больше денег на тот же перечень, чем до этого. Конечно, дорожает сырьевая база, но этот вопрос надо контролировать», – считает он.