Промысловая стать Ликино-Дулево и Павловского Посада

Промысловая стать Ликино-Дулево и Павловского Посада
Истории
Юрий Сомов

Фото - © Юрий Сомов/РИА Новости

Материал подготовлен РИА.Туризм – проектом сайта РИА Новости >>

Что ни говори, наши предки знали толк в истинной красоте. Живя на лоне природы, они тонко чувствовали любое её проявление и воплощали свои представления о прекрасном в изделиях народных промыслов. Не напрасно, ой не напрасной Фёдор Михайлович Достоевский изрек: "Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным". Так вот, поездка в подмосковные города Ликино-Дулёво и Павловский Посад - настоящее путешествие в мир прекрасного, в мир старинных промыслов, которые живут по сей день.

Глина, наряду с деревом и камнем, явно относится к числу первых "прирученных" человеком природных материалов. Поначалу неказистая посуда из глины со временем стала приобретать всё более изящные формы. Технология производства менялась до тех пор, пока мудрые китайцы не довели её до совершенства. В Европе китайский фарфор впервые появился на изломе XV-XVI веков, и жители Старого Света никак не могли поверить, что эта изящная посуда была сделана из глины, пусть и не обычной, а белой. Первый же фарфоровый завод в России появился лишь в XVIII веке в Санкт-Петербурге - благодаря соратнику и другу Михаила Ломоносова Дмитрию Виноградову.
Фарфоровое же производство в селе Дулёво появилось не то чтобы много, но все же позже, а именно в 30-х годах XIX века.

Тем не менее здешний завод к началу ХХ века стал одним из самых крупных не просто в России, но и в Европе. Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали мощную фарфоровую империю, потому как изделия из кузнецовского фарфора были чрезвычайно популярны: почти в каждой семье имелись чашки, вазочки или подносы с их предприятия. Успех династии объяснялся тем, что они прекрасно знали своих покупателей, их вкусы и привычки. Для людей посолиднее и побогаче они выпускали высокохудожественные, изысканные наборы, для сограждан попроще - с несложными росписями в виде цветов и веточек. А для тех, кто хотел блеснуть своей состоятельностью, на заводе начали покрывать изделия изнутри золотом - такая посуда называлась "золотое нутро".

Был в истории завода и самый настоящий золотой сервиз - предназначался он президенту США Франклину Рузвельту. В начале 30-х годов XX века, с наступлением весны в дипломатических отношениях с Америкой, в страну приехал первый посол США в Советском Союзе Уильям Буллит, принимал которого тогдашний нарком иностранных дел Максим Литвинов. К грядущему юбилею Рузвельта Буллиту захотелось привезти подарок из России что-нибудь необычное.

Для подарочного сервиза ведущий художник-керамист Дулёвского завода Пётр Васильевич Леонов предложил взять за основу русскую деревянную ложку, расписанную под хохлому. Результатом работы дулёвских умельцев стал золотой столово-чайный сервиз на сто персон, состоящий из 1210 предметов. Он до сих пор хранится в Белом доме, и его до сих пор используют для торжественных приемов, которые организует глава государства.

О "бисквите", "белье" и фарфоровом рае

Главная "достопримечательность" современного завода - художник Валентин Городничев. Этому активному, с огоньком в глазах старичку на днях исполняется 90 лет, более 70 из которых он посвятил фарфору. Участник штурма рейхсканцелярии и потомственный фарфорист, как он сам себя называет, встречает группы экскурсантов как заправский учитель - с указкой в руках. Однако на педагога он совсем не похож: рассказывает Валентин Александрович очень эмоционально, живо жестикулируя и вставляя в речь разные интересные словечки. Настоящий артист, одним словом.

Сервизы, к созданию которых он приложил руку, разбросаны по самым разным уголками мира. Можно найти их и в московской усадьбе Кусково, и во дворцах Парижа, и в Амстердаме, и в Швеции, и в Оптиной пустыни. А, к примеру, знаменитая дулёвская тарелка "корзиночка" была едва ли не в каждой советской семье. Но всё-таки самым дорогим своим произведением Валентин Александрович считает подаренный внуку Кузьме на 20-летие незатейливый поднос с подписью: "Дорогой Кузюша, впереди - целая жизнь. С Богом!".
В том же здании, где находится музей фарфорового завода, есть краеведческий музей, где можно узнать о четырех градообразующих предприятиях города: помимо фарфорового, это красочный и Ликинский автомобильный завод (ЛиАЗ), а также прядильно-ткацкая фабрика.

Какие изделия из глины называют "бисквитом", а какие - "бельём", когда на красочном заводе существовал целый цех по подбору цвета протезов глазных яблок, как появился знаменитый символ фарфорового завода - сокол, которого можно увидеть на любом изделии, - в краеведческом музее есть ответы не только на эти, но и многие другие вопросы.

Современную продукцию фарфорового завода можно приобрести в фирменном магазине, расположенном на главной улице города, носящей псевдоним вождя советского пролетариата. Магазин представляет собой двухэтажный фарфоровый рай: найти здесь можно от самых простеньких чашек и блюдец до изысканных сервизов, ваз и диковинных фигур сказочных персонажей. Чтобы заполнить купленную посуду, можно зайти на местный рынок, где продаются соленья в банках, ягоды, шерстяные носки, семена и свежайшая рыба, которая ещё недавно плавала в Оке.

Цветы России на плечах

"Покров, девке голову покрой" - говорили в старину накануне церковного праздника, желая незамужним девушкам скорейшего и удачного замужества, ведь с непокрытой головой девушки ходили только до вступления в брак. С платком всегда было связано много песен, он считался лучшим подарком (зачастую признанием в любви), стоил очень дорого и даже передавался по наследству.

Ну а наш сегодняшний герой - павловопосадский платок - стал неотъемлемой частью русского национального костюма в середине XIX века.

Он не только делал наряд законченным, но и нередко был главным его украшением. В народе говорили, что это уникальное изделие греет не только тело, но и душу. Возможно, потому, что одним из владельцев Павловопосадской платочной мануфактурой, которая вот уже более 200 лет производит яркие, красочные платки и шали, был самый настоящий святой. Купец Василий Грязнов (1816-1869), который вместе с Яковом Лабзиным в 50-х годах XIX века начал производство знаменитых набивных платков, при жизни был известным праведником. Он пользовался у современников большим духовным авторитетом, и по силе молитвы его сравнивали с произнесенными святым Иоанном Кронштадтским.

Грязнов оборудовал себе келью на фабрике и истово молился, создавая особую энергетику этого места, часть которой, несомненно, передалась и его детищу - сказочным павловопосадским платкам. Впоследствии Василий Иванович был причислен к лику местночтимых святых, и в память о нем в Павловском Посаде был учрежден Покровско-Васильевский монастырь.

Единство красоты и пользы всегда отличало изделия русских мастеров, а потому неудивительно, что точно так же, как и дулёвский фарфор, павловопосадские платки оказались своего рода показателем вкуса и утончённости их обладателей. И немудрено, ведь красота никогда не выходит из моды.

Максим СЛАВНОВ