Как Китай расширяет сферу своего влияния и почему поддерживает Россию: взгляд синолога

Как Китай расширяет сферу своего влияния и почему поддерживает Россию: взгляд синолога
Акценты

Экономическое сотрудничество с Китаем на протяжении последних 30 с лишним лет играло большую роль для России, а в условиях нынешнего противостояния с Западом политическое руководство РФ весьма заинтересовано в углублении экономической интеграции с КНР. Выступая на XXV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы глобальной экономики», доктор исторических наук, профессор, директор института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов рассказал в своем докладе «Новая геоэкономическая реальность: взгляд из Китая», насколько Китай заинтересован в экономическом партнерстве с Россией, а также объяснил, за счет чего КНР расширяет сферу своего экономического влияния в мире.

Инвестиции – главное экономическое оружие Китая

Kirill Borisenko. Этот файл является производной работой от: One-belt-one-road.svg, CC BY-SA 4.0

Фото - © Kirill Borisenko. Этот файл является производной работой от: One-belt-one-road.svg, CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

В ходе своего выступления профессор рассказал о программе «Один пояс – один путь», реализуемой Китаем с 2010-х годов. Это масштабный проект международного экономического сотрудничества по большей части с развивающимися странами, инициированный Си Цзиньпином и направленный на создание единой торговой инфраструктуры и расширение своего влияния.

По словам Маслова, проекты данной инициативы в большей степени инвестируются китайской стороной, поскольку развивающиеся страны не располагают необходимыми для их реализации средствами. При этом он подчеркнул, что инвестиционные возможности Китая могут обслужить подавляющее число стран «Одного пояса – одного пути», однако строительство инфраструктуры привязывает страны к кредитору и делает их экономически зависимыми.

В рамках программы «Один пояс – один путь» Китай реализует два крупных проекта: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».

Первый предполагает создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай – Центральная Азия – Россия – Европа), центрального (Китай –Центральная и Передняя Азия – Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан).

Проект «Морской Шелковый путь XXI века» нацелен на создание двух морских маршрутов: один маршрут ведет из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион, а другой предусматривает соединение приморских районов Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.

По словам синолога, программа «Один пояс – один путь» имеет целью взять под контроль Китая всю мировую логистику.

Кроме того, масштабные инвестиции позволяют Поднебесной перехватывать инициативу в области науки и технологий, например, в сфере электроники и искусственного интеллекта, что не может радовать США, добавил ученый.

Он также обратил внимание на то, что Китай и США по-разному инвестируют экономики друг друга: Америка вкладывает свои средства в создание новых предприятий, а КНР – в развитие уже существующих.

Инвестиционное сотрудничество России и Китая развито слабо

мрем, CC BY-SA 4.0

Фото - © мрем, CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

Что касается России, то она не является значимым инвестиционным партнером Китая, подчеркнул Маслов.

«Общий объем вложенных Китаем в российскую экономику средств составляет всего лишь 80 миллиардов долларов за весь период с 1991 года по нынешнее время», – сообщил эксперт.

Он выделил три основных сегмента российской экономики, инвестируемых Китаем.

«Прежде всего это российская энергетика. Китай вкладывает в нее больше всего своих средств, чем в какую-либо другую сферу экономики РФ. Это «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», «Сила Сибири-2» и некоторые другие проекты. Также Китай инвестирует в различные российские торговые бренды и в некоторые инфраструктурные проекты, например, портовые сооружения. В целом инвестиционные отношения России и Китая развиваются очень медленно и вяло, и их не нужно путать с торговлей как таковой и ростом товарооборота», – рассказал Маслов.

Почему Китай поддерживает Россию

Владимир Астапкович

Фото - © Владимир Астапкович/РИА Новости

По словам Маслова, поддержка Китаем России в нынешнем геополитическом конфликте выглядит нелогичной с экономической точки зрения, но вполне объяснимой – с политической.

«Основной экономический партнер Китая – это США. В прошлом году объем торговли между двумя этими странами составил 850 миллиардов долларов. Объем же торговли Китая с Россией, выросший по итогам года до 195 миллиардов долларов, как минимум в четыре раза меньше. Поэтому с этой точки зрения выбор Китая в пользу России выглядит нелогичным. Но в данном случае речь идет не об экономике, а о политических процессах, поскольку Россия – это единственная крупная страна, которая за последние полвека никогда не изменяла КНР и всегда поддерживала практически любые его начинания. В этом плане Китай рассматривает РФ как очень надежного партнера и прекрасно понимает, что если с российской экономикой случится что-то плохое, то он останется один на один с США», – объясняет профессор.

Америка же, по словам Маслова, требует абсолютной лояльности своей политике, с чем не может смириться Китай ввиду своей национальной гордости и желания стать мировым лидером.

«Поэтому многие решения Китая очень двойственные, поскольку, с одной стороны, он крайне не заинтересован, чтобы Россия ослабла и тем более проиграла в противостоянии Западу, а с другой стороны – Поднебесная не хочет уходить с американских и европейских рынков, не хочет подвергаться вторичным санкциям», – делает вывод китаист.

Проблемы китайской экономики

Javier Quiroga

Фото - © Javier Quiroga/Unsplash.com

По словам синолога, в настоящее время в экономике Поднебесной наблюдается ряд негативных тенденций, таких как сокращение рождаемости при росте пожилого населения, которое становится все труднее прокормить и большой объем внутреннего долга: многие предприятия в Китае считаются убыточными, банки малые должны банкам большим, население должнo банкам.

«И вот, казалось бы, это является критическим моментом, но китайские экономисты пишут, что это для экономики не страшно. Юани, мол, наши, возьмем и напечатаем их, сколько хотим. И действительно, все вышеперечисленное не является серьезной проблемой для китайской экономики», – отметил профессор.

Гораздо более насущную проблему для Китая Маслов видит в торможении роста ВВП страны.

«Многие предрекали Китаю кризис при условии, если ВВП будет расти менее, чем на 6% в год. В прошлом году его рост составил всего 3%, а правительство поменяло руководство многих провинций и экономических блоков, которые не выполнили планы», – пояснил китаист.

При этом он подчеркнул, что ВВП является далеко не самым объективным показателем, характеризующим степень экономического благополучия.

Также Маслов отметил, что производство в Китае стало значительно дороже, а внутренний рынок сильно «лихорадит», и его до сих пор не удалось стабилизировать.

«Для того, чтобы преодолеть все эти проблемы, Китай начинает создавать глобальные тренды. Он пытается выйти за сферы традиционного влияния, то есть перемещает целый ряд своих инфраструктурных проектов далеко за пределы своей страны, не боится инвестировать свои деньги и ресурсы в экономики разных стран мира», – рассказал эксперт.