Психолог Морозова: у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом

Психолог Морозова: у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом
Здравоохранение

Фото - © Freepik

РИАМО - 2 апр. Согласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом, сообщила РИАМО эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова.

«Интеллектуальные нарушения не входят в диагностические критерии аутизма. Это два разных расстройства. Согласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом. Люди с аутизмом очень разные. Это целый спектр расстройств, а значит, уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации, может быть любым – от легкого до тяжелого», – сказала Морозова.

Она добавила, что у некоторых людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у некоторых – выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим.

«Дети с аутизмом могут и должны жить, учиться и развиваться вместе со своими сверстниками. Важно помнить, что принятый в РФ в 2013 году закон об образовании дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе, у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы – предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями», – рассказала клинический психолог.

Морозова отметила, что инклюзия предполагает, что потребности детей в школе понимают все – администрация учреждения, учителя и воспитатели, логопеды и психологи, педагоги дополнительного образования, сотрудники, работающие в гардеробе, столовой, охранники, а также одноклассники, сверстники и их родители.

«Инклюзия выгодна всем. Есть научные исследования, посвященные инклюзии в школе. Они говорят, что если инклюзия в школе организована хорошо, то все дети, которые учатся там, получают образование лучшего качества, чем дети в неинклюзивной школе. Если педагоги научатся заботиться об особенных детях, они смогут лучше заботиться обо всех. А если школа в принципе не умеет адаптироваться к особенностям детей — это плохая школа», – подчеркнула специалист.

Она уточнила, что это также означает – школа плохая для всех, потому что не может отвечать ни на потребности гениальных детей, ни на потребности тех, у кого проблемы с поведением или с интеллектом. То есть школа, работающая только на «золотую середину», которой в природе не существует, для всех плоха.

Психолог также отметила, что большинство людей с РАС хотят и могут работать. Аутичные сотрудники могут быть успешны в разных сферах. Некоторым людям для успеха на работе нужна поддержка.

«Эта поддержка может заключаться в подготовке к прохождению собеседования, специальных адаптациях рабочего места или должностных инструкций. Программы поддерживаемого/сопровождаемого трудоустройства с каждым годом помогают людям с аутизмом найти работу. Работа – это не только выполнение трудовых операций, это еще возможность для общения и социализации. Многие аутичные люди хотят общаться в коллективе, при этом некоторые предпочитают надомную работу», – разъяснила Морозова.

2 апреля, начиная с 2008 года, ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Цель этого дня — наглядно продемонстрировать необходимость помогать людям, страдающим этим неизлечимым заболеванием, а также по возможности повышать уровень их жизни.